Spainix.ru
информационный сайт об Испании
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

История и результаты инквизиции в Испании

Инквизиция в Испании по своим деяниям затмила подобные явления в других европейских странах. О кровавых результатах супремы и написано немало исторических книг, снято документальных и художественных фильмов и проведено различных исследований историками. На территории Испании такое явление, как инквизиция достигла своего апогея. Она стала показательной для всех католических стран. В Испании инквизиция приобрела всеобъемлющий масштаб и самые жестокие формы. И главной особенностью испанской инквизиции являлась то, что это был инструмент не только в руках католической церкви, но и монархов. В этой статье речь пойдёт об истории зарождения инквизиции в Испании, пике её развития и закате эпохи инквизиторов.

 

Возникновение инквизиции в Испании

Стоит сказать, что в королевстве Кастилия до второй половины 15 века инквизиции, как постоянного действующего органа, не существовало. До этого момента королевство вело постоянную борьбу с маврами и подобные карательные операции в своей стране они позволить не могли. В соседнем королевстве Арагон первый трибунал инквизиции учредил епископ Бернард в 1233 году, в 1238 году Папа Римский уже официально провозгласил инквизиционный орган в королевстве Арагон. После этого инквизиторы начали свою правовую деятельность в тех епархиях Арагона, которые примыкали к французской границе. Это Лерида, Ургель, Херона, Барселона.

Инквизиция в Испании


За исключением Арагона инквизиционный орган на всей территории Испании появился только в 1478 году. И этот гнёт в стране просуществовал примерно до 1820 годов. Естественно, что население ненавидела и боялась этого «суда веры». Ведь с приходом инквизиции в Испании начинаются пытки, казни, процветают доносы и всевозможные репрессии. В момент возникновения инквизиции в Испании на территории королевства Арагон она уже приобрела весьма жестокие и изощрённые формы. Первый процесс инквизиции состоялся в 1237 году, когда епископ Понс де Виламур обвинил в ереси графа Фойша. Как выяснилось позже, причиной стали обычные неприязненные отношения между этими знатными людьми. Первые сожжения на костре еретиков в Арагоне и Каталонии произошли в 1300─1315 годах.

В период становления инквизиции в Арагоне и Каталонии местный собор постановил, что все грешники, которые не раскаялись, подлежат передаче в руки судебной власти для казней и пыток. А раскаявшимся еретикам предписывалось каждое воскресенье в покаянных одеждах стоять у двери храма в течение 10 лет. Во второй половине XIV века на должность генерального инквизитора в Испании заступает Николай Эймерик. Он жил в период с 1320 по 1399 год. Этот человек по праву заслужил имя предшественника кошмарного Торквемады. После того, как он возглавил инквизицию, в Арагоне начинаются масштабные казни и преследования еретиков.

Николай Эймерик имел сильный и волевой характер, но проявил эти качества именно в злодеяниях, которые совершал. Поскольку он был настоящим фанатиком католической церкви, то постоянно занимался несправедливыми обвинениями, подтасовкой фактов и не желал признавать совершённых ошибок. Жестокость была у него в крови, и он так построил структуру инквизиции, что она стала действовать безотказно и безжалостно.

Аутодафе в Каталонии и Арагоне стали происходить с ужасающим постоянством. Аутодафе ─ это провозглашение инквизиционного приговора и его торжественное исполнение. Обычно это было сжигание еретиков на костре. На испанском аутодафе обозначает акт веры. Подобные мероприятия проводились на главных площадях города в выходные и праздничные дни. Обязательно присутствовали власти города и толпа народа. Присутствие на аутодафе в те времена считалось проявлением благочестия.

Эймерик начал войну с работами и учениками философа-теолога Раймунда Луллия, который жил с 1235 по 1315 годы. Он предал анафеме труды этого человека и его последователей. Но в этом деле его противниками стали короли Арагона. Им удалось обуздать Эймерика и Папа Римский в 1395 году отстранил его от руководства испанской инквизицией. Примерно в это же время в католической церкви произошёл раскол, который начался после смерти Римского папы Григория XI, и продолжался до 1429 года. В этот период фактически существовало два папы римских, которые предавали друг друга анафеме. Институт инквизиции в это время также разделяется на две части, противоборствующих между собой. Но этот раскол римской католической церкви не принёс облегчения населению Испании, поскольку два лагеря инквизиции соревновались друг с другом в количестве выявленных еретиков и изощрённости наказаний.

Всё это приводит к тому, что к середине XV века инквизиторам уже не хватает жертв и дела еретиков начинают массово «фабриковаться». После брака королевы Кастилии Изабеллы и короля Арагона Фердинанда VII появляется объединённая Испания. А вместе с этим щупальца инквизиции опутывают новое государство. За королевой Изабеллой значится немало полезных дел для становления испанского государства. Но именно при ней 1481 году появляется тот страшный орган инквизиции в Испании, который начинает безжалостно преследовать марранов, мавров, евреев, марисков, испанцев и всех остальных.

Инквизиция в Испании

Именно Изабелла позволяет католической церкви изменить законы инквизиции в сторону их ужесточения и расширения их действия. Появляется новая инквизиция, которая просуществовала с 1481 до 1820 года. Небольшой перерыв, когда она было отменена, приходится на вторжение в Испанию наполеоновских войск. За время действия инквизиции в Испании были пролиты океаны крови невинных жертв.
Вернуться к содержанию
 

Томас Торквемада ─ основатель испанской инквизиции

В город Севилья в 1477 году из Сицилии прибывает инквизитор Барберис. Изабелла и Фердинанд подтверждают все его полномочия и привилегии. Барберис предлагает создать им инквизиции в Испании для укрепления их власти. В его поддержку также выступают духовенство Севильи и нунций Папы Римского в Испании. Они планировали использовать инквизицию для борьбы с иудеями, обращёнными в христианство (марранами), и хорошо «погреть на этом руки». Папа римский Сикст IV в 1478 году выпустил буллу, где дал полномочия Изабелле и Фердинанду для учреждения инквизиции в королевстве Кастилия. Они получали право арестовывать и предавать суду еретиков, изымать их собственность в пользу королевства, инквизиторов и престола Папы Римского. Под еретиками в первую очередь понимались марраны.

Учреждённый трибунал инквизиции приступает к работе в 1481 году. Многие марраны в панике меняли фамилии, скрывались, бежали за границу. Трибунал первым делом выпускает приказ об аресте иудеев и мавров, которые сменили место жительства. Предписывалось возвратить их в Севилью и произвести конфискацию собственности. Исполнением приказа занимались эрмандады. Это вооружённые отряды, которые были созданы в 1476 году. Ими руководил брат короля Фердинанда. Можно сравнить эти вооружённые формирования с опричниками в России.

Всех арестованных привозили в Севилью, где размещали в монастырях и замках. Затем последовали казни. Те, кто не признавал себя виновным, были отлучены от церкви и сожжены на костре. Тех, кто отрёкся от своей веры, пороли, сажали в тюрьму, лишали прав и конфисковывали имущество. Из-за возросшего числа казней инквизиторы стали совершенствовать своё смертельное ремесло. Стали строится так называемые таблады ─ помосты для провозглашения приговора. Рядом возводили из камня кемадеро. Это был крематорий или жаровня, которые использовались для сожжения умерших. Только инквизиция использовала их для сжигания живых еретиков. В исключительных случаях осуждённых гарротировали, то есть, душили. Это считалось особой милостью инквизиторов.

На кемадеро устанавливали большие каменные статуи пророков из Библии, а к ним привязывали приговорённых к сожжению на костре. В Севилье эти статуи были построены на пожертвования католика, которого звали Месы. Однако впоследствии выяснилось, что Меса является марраном, и его сожгли на украшенном им самим кемадеро. Из-за того, что в тюрьмах Севильи было большое количество заключённых, вспыхнула эпидемия чумы. Организаторы инквизиции покинули город и разрешили уехать отсюда в новом христианам оставишь имущество. Благодаря этому удалось избежать смерти 8 тысячам иудеев и марранов, которые бежали из города. После того как эпидемии чумы закончилось, инквизиция вернулось в Севилью и продолжила свою кровавую деятельность. Поскольку новых христиан практически не осталось в городе, инквизиторы выкапывали останки, судили их, а имущество отбирали у родственников осуждённых.

В дальнейшем инквизиторам уже пришлось действовать более изощрённо, поскольку после проведённого террора число «новых христиан» значительно уменьшилось. Инквизиция выпустила указ, по которому тем, кто пришёл с повинной в отступничестве, и добровольно явились в трибунал, было обещано прощение и сохранение имущества. Люди, которые попались на эту уловку, вынуждены были совершать предательство. Они сообщали местоположение различных вероотступников. Как показало время, это предательство не спасло их от печальной участи. Инквизиторы, расправившись со всеми вероотступниками, обвиняли в пособничестве тех, кто их им выдал. А обвиняли их просто в том, что они повторно впали в ересь. Это автоматически приводило к конфискации имущества и смертной казни.

Когда предыдущий указ уже не давал результатов, инквизиция выпускает приказ о том, что жители Кастилии должны донести на всех подозреваемых в ереси. На это давалось 3 дня, а в приказе были описаны различные признаки для уличения в ереси новых христиан. Это принесло инквизиции очередную волну жертв. По показаниям, которые добровольно давали жители королевства, были арестованы тысячи людей. Причём здесь речь уже шла не только об иноверцах, сменивших веру на католическую, но и о тех, кто вообще не имел отношения ни к какой ереси. Поскольку у инквизиции в Испании значительно вырос объём кровавой работы, два инквизитора, назначенных Папой Римским, с ней уже не справлялись. И в 1482 году Сикст IV назначил в Испании дополнительных инквизиторов.

Так в истории кровавой испанской инквизиции появляется доминиканский монах Томас Торквемада, который был одним из этих новых инквизиторов. Он был исповедником королевской семьи и сторонником жесточайшего искоренения еретиков. В этот период на Папу Римского оказывается давление с двух сторон. С одной стороны, это «новые христиане», которые прямым подкупом пытались добиться от Папы Римского ослабления власти инквизиции в Испании. Они предлагали создать апелляционный суд при папском престоле, куда бы они могли обращаться с просьбой на отмену приговора. А с другой стороны, на Папу Римского донимали представители испанской короны. Они хотели получить инквизиционный трибунал в свое полное подчинение, а в ответ обещали отдавать Папе Римскому часть конфискованного имущества.

Томас Торквемада

Томас Торквемада



Поскольку институт Папы Римского прогнил насквозь, предложение испанской короны возымели своё действие. Сикст IV в 1483 году издал указ, по которому в Кастилии был создан трибунал инквизиции, возглавляемый верховным или генеральным инквизитором. Его назначал Папа Римский по представлению испанской короны и во всех своих действиях он был подчинен именно королям. Верховный инквизитор назначал инквизиторов в провинции с согласия испанской короны. Таким образом, инквизиция в Испании становится инструментом террора не только со стороны церкви, но и со стороны государства.

Первым генеральным инквизитором Испании становится Томас Торквемада, который был назначен с согласия Папы Римского и испанской короны. Поэтому они в равной степени ответственны за все кровавые деяния Торквемады. В результате всех этих изменений испанское королевство получило настоящий террористический инструмент, с помощью которого принялась подавлять противников. Первоначально генеральный инквизитор имел полномочия только в постели, но в 1483 году Папа Римский наделил его такими же полномочиями на территориях Каталонии, Арагона и Валенсии. На этих территориях инквизиция зародилась раньше, но концу XV века, благодаря развитию городов, она здесь практически бездействовала.

Кортесы (региональные сословно-представительные собрания, средневековый вариант парламента в Испании) в Каталонии, Валенсии и Арагоне сильно противились распространению власти инквизиции в своих регионах. Но им пришлось уступить под давлением испанской короны. Местное население максимально враждебно встретило инквизиторов в своих городах. В это же время создаётся Верховный Совет инквизиции, который возглавляет генеральный инквизитор. Этот совет в основном занимался вопросами конфискации имущества у осуждённых еретиков.

В результате всех этих преобразований завершилось создание так называемый Супремы. Это верховный инквизиционный трибунал, название которого на испанском выглядит, как «Supremo Tribunal de la Santa Inquisicion», или сокращённо Супрема. Кровавые деяния Супремы в Испании продолжались три с половиной века. Как уже было сказано выше, первыми жертвами стали марраны, как назывались «новые христиане». Инквизиция, используя данные ей полномочия, заставляла иудеев переходить в католическую веру. А затем отнимали у них имущество и казнили за то, что они приняли веру неискренне.

Ещё одной категорией жителей Испании, на которых обрушилась инквизиция были мориски. Это мавры, которых насильственно обратили в христианство. Католическая церковь не приписывала им вины за распятие Христа, как иудеям, но обвиняли их в том, что они следовали учению лжепророка Мухаммеда. Мориски не были зажиточным слоем населения, поскольку это были в основном крестьяне и ремесленники. Однако инквизиция в Испании не пощадила их. Обвинения для них были те же, что и в случае с марранами ─ неискренне принятие католической веры и тайное исповедование мусульманства. Это было практически то же самое обвинение в ереси, что вылилось в геноцид морисков как в Испании.

Если иудеев преследовали для того, чтобы завладеть имуществом, то в случае с морисками целью было укрепление монархической власти. Ведь мавританское население работало на испанских грандов, которые имели большое влияние в стране. Террор против морисков приводил к уменьшению их могущества и укреплению испанской короны. Это является доказательством универсальности инквизиции в достижении королями Испании своих политических и меркантильных интересов. Однако истребление иудеев и мавров в Испании так и не привело к национальному согласию и укреплению государства.

В этих условиях Томас Торквемада становится настоящим идеологом и фанатичным творцом инквизиции в Испании. Он стоял во главе кровавого террора 18 лет с момента его создания. Он считал всех марранов виновными в ереси и отступничестве от веры. Томасу Торквемада была присуща жестокость, мстительность, огромная энергия и коварство. Испанская чета Фердинанд и Изабелла относились к нему с высоким доверием. Это позволило Торквемада превратиться в настоящего теневого диктатора Испании. Его боялись не только вероотступники, но и даже ревностные католики. Ведь он мог любыми способами сделать из них виновного и отправить на костёр. Несмотря на то, что Торквемада жил скромно и просто, он имел огромное честолюбие, жажду власти и славы.

Характерной чертой преследования еретиков при Томасе Торквемада стали всевозможные подлоги и получение ложных показаний под пытками. Для вынесения приговоров зачастую использовались доносы и провокации. Под каток инквизиции попадали ни в чём не повинные люди. Итогом деятельности Торквемады на своём посту, как подсчитали историки, стали примерно 115 тысяч уничтоженных семейств. И в это число ещё не входят те, кто был наказан инквизицией за сочувствие к казнённым. В этих данных историки опираются на информацию Льоренте. Этот человек был секретарём инквизиции в Испании и данные он приводил, используя материалы архивов.

Нужно сказать, что Торквемада стал не только организатором инквизиции в Испании, но и стал её «теоретиком». Он выпустил кодекс инквизиции, в который входили 28 инструкций. Над ним работали самые богословы Испании тех времён, а также королевские особы. Документ был выпущен в 1484 году и вобрал в себя все указания Папы Римского по расправе над еретиками. В кодексе был учтён опыт трибуналов инквизиции в других странах. Если суммировать самое главное из этого кодекса, то можно назвать следующие положения:

  • Инквизиция была тайным судом;
  • Суд инквизиции над еретиками был первой и последней инстанцией;
  • Решения инквизиции были окончательными, и их нельзя было пересмотреть.
  • Тот, кто не признал вины, но был признан виновным инквизицией в ереси, отлучался от церкви и передавался светской власти для сожжения. Спастись от сожжения на костре обвиняемый мог только, если признал вину, выдал сообщников и отрёкся от ереси. После этого он передавал себя в полное подчинение воле трибунала инквизиции.

Кодекс, который выпустил Томас Торквемада, не регламентировал сроки следствия и суда. То есть, инквизиторы могли содержать жертвы в заключении сколько угодно. В Испании было немало случаев, когда узников держали в тюрьмах по нескольку десятков лет, пока не вынесут им приговор. Некоторые умирали в застенках, не дождавшись суда.

Впоследствии кодекс инквизиции не раз дополнялся различными инструкциями. Но в целом он сохранял свою первоначальную идею. Фактически, кодекс давал инквизиторам неограниченные полномочия. Они были подотчётны только Супреме и генеральному инквизитору. А те отвечали перед короной Испании. Благодаря кодексу была расширена структуру инквизиции. Помимо Верховного совета с генеральным инквизитором, по новому кодексу учреждались постоянные местные трибуналы. При необходимости могли создать дополнительные трибуналы инквизиции в любой местности страны.

Шествие инквизиции

Шествие инквизиции



Но инквизиторы были не единственными, кто участвовал в этом кровавом спектакле. В системе инквизиции Испании также были фамилиарес (что можно перевести, как родственники) и фискалы. Это были светские сотрудники инквизиции, которые исполняли функции осведомителей и доносчиков. Они также занимались организацией провокаций и помогали при проведении аутодафе, где они присутствовали в капюшонах. Фискалы имели свой процент от конфискованного имущества еретиков. Кроме того, на них не распространялась юрисдикция светского суда. То есть, они творили свои грязные дела безнаказанно. Чаще всего это были различные «уголовники», но присутствовали выходцы из других слоёв общества. В роли фискалов встречались государственные деятели и люди искусства. «Родственников» по всей Испании было около 15 тысяч. В крупных городах их число могло доходить до тысячи.

Неотъемлемой частью инквизиции в Испании и других странах было доносительство. Это поощрялось церковью на исповеди и проповедях. Больше того, представители церкви говорили, что доносить нужно обязательно, чтобы получить пропуск в рай. Особенно ценными считались доносы на родственников и близких, а также подчинённых на своих начальников и прислугу на хозяев. Инквизиторы хранили в тайне имена тех, кто доносил. Кроме того, их щедро награждали из конфискованного имущества. Доносчиков также вербовали и в иудейской среде. Раввины в Севилье предавали анафеме тех своих прихожан, которые не доносили инквизиции о марранах, исповедующих иудейство. Такие установки церкви и страх людей перед кровавыми инквизиторами породили массу доносчиков. В результате инквизиция в Испании ни дня не оставалась без дела. Пытки применялись ко всем без разбора, включая детей и глубоких старух.

Инквизиторы в Испании и те сотрудники трибунала, которые им помогали, кормились за счёт конфискованного имущества жертв. То есть, они напрямую были заинтересованы в том, чтобы количество жертв росло. Фонд конфискованного имущества делился на 3 части, которые распределялись:

  • В королевскую казну;
  • Церкви;
  • Инквизиции.

Королевская чета Изабелла и Фердинанд выручили от конфискации 10 миллионов золотых дукатов. Это была огромная сумма даже по королевским меркам. В начале XVII века зарплата генерального инквизитора составляла 3870 дукатов в год. Остальные члены Верховного совета по половине этой суммы. К середине XVIII века зарплата генерального инквизитора составляла уже 7 тысяч дукатов в год.

Данные из исторических документов свидетельствуют о том, что инквизиция была выгодным делом для инквизиторов, королевской казны и папского престола. До сих пор встречаются историки, которые пытаются оправдать преступления инквизиции. Они говорят, что институт инквизиции полностью поддерживало население Испании. Однако документы людей того времени свидетельствую об обратном.

В частности, многие священнослужители того времени утверждают, что инквизиция для испанцев была крайне угнетающей. Ведь процедуры инквизиции кардинально противоречили порядку, используемому в судах. К примеру, имена обвинителей и свидетелей держали в тайне, а дети несли ответственность за преступления родителей. Да и грехи, за которые отправляли на костёр, никогда раньше не карались смертью. Кроме того, люди потеряли возможность свободно общаться. Ведь в любой момент их мог слушать осведомитель инквизиции. То есть, все жили в страхе и забитом состоянии.

Против того, что творила инквизиция, иногда выступали даже сами инквизиторы. Конечно, они делали это не публично. Но сохранились письма некоторых инквизиторов в Испании, которые жаловались на этот счёт некоторым знатным особам. Естественно, что террор инквизиции, который был развязан против «новых христиан», вызвал их ответную реакцию. Так, в Сарагосе они убили первого инквизитора Арагона Педро Арбуэса в 1485 году. Это вызвало волну террора ещё большей силы. Чтобы отомстить, инквизиторы казнили примерно 2 сотни человек, обвинённых в заговоре против церкви и короны Испании. Руководителей этого якобы существующего заговора отправили на аутодафе. Им отрубили руки и сожгли. Встречалась и масса других удавшихся и неудавшихся попыток расправы над инквизиторами, которые тут же вызвали ещё большие репрессии населения.

Богословы, которые были сторонниками действий инквизиции, выпускали множество трактатов в защиту этого института. К примеру, был такой трактат под названием «De justa haereticorum punitione», автором которого являлся богослов Альфонсо де Кастро. В этом произведении он вёл полемику с противниками Священной инквизиции и доказывал право церкви на преследование и казни еретиков. Он говорил, что сомневаться в этом праве может только еретик. А ересь, по его мнению, это худшее преступление, чем убийство или грабёж. Поэтому еретики заслуживают более сурового наказания, чем воры и убийцы. Интересно, что все эти рассуждения Альфонсо де Кастро используют некоторые современные богословы Испании для оправдания действий инквизиции.
Вернуться к содержанию
 

Апогей Супремы

Инквизиция и испанская корона

Несмотря на то, что инквизиция встречала сопротивление среди испанского населения, испанская корона продолжала преследование граждан и давала инквизиционному трибуналу дополнительные полномочия. Периодически издавались указы, которые позволяли испанским королям собирать дополнительные денежные суммы. Так, в 1492 году вышел королевский указ, о том, что иудеи должны в срок 3 месяца принять католическую веру. Если они этого не сделают, то должны покинуть границы Испании, а их имущество конфискуется в пользу короля. Историки не знаю точных данных иудеев, которые тогда были изгнаны. По разным данным, из Испании уехало 100─800 тысяч иудеев, а приняли католическую веру около 50 тысяч. Состоятельные «новые христиане» обращались к папе римскому, чтобы защититься от испанской инквизиции. Они предлагали деньги за выдачу охранной грамоты, спасающий от действий инквизиции.

Пытки инквизиции


В первое время действие инквизиции в Испании за деньги можно было получить прощение в апостолическом пенитенциарном суде. Обращение «новых христиан» к Папе Римскому в некоторых случаях разрешались положительно, но это всё равно не спасало их от террора инквизиции. Испанская корона эти решения не признавала или обращалась к папе римскому с просьбой их отменить, что и делалось без возврата денег. Обращение к папского престола были прекращены в начале XVI века. Тогда папа Александр VI Борджиа родом из Испании запретил обращаться к нему новым христианам с жалобами на действия инквизиции. И с этого времени инквизиция в Испании стала расправляться с неугодными без всяких ограничений.

Помимо преследования марисков и марранов испанская корона и инквизиция мешали ассимиляции этих людей в государстве. Это выражалось, например, во введении сертификатов «чистоты крови». Эти сертификаты человек должен был предъявить в следующих случаях:

  • при получении чина офицера;
  • государственной должности;
  • духовного звания;
  • при устройстве на преподавательскую работу;
  • при выезде в заморские колонии.

Это приводило к тому, что люди были вынуждены постоянно что-то просить у властей и получать различные разрешения. Естественно, что это заканчивалось различными поборами и вымогательствами. В своё время основатель ордена иезуитов Лойола разрешил вступление новых христиан в свой орден без сертификатов «чистоты крови». Но через некоторое время испанская корона заставляет его вести это требование.

При получении сертификата чистоты крови использовалась «Зелёная книга Арагона». Это был индекс семейств новых христиан. Этот институт сертификатов работал в Испании до 1865 года. После истребления иудеев инквизиция в Испании взялась за арабское население. В своё время Изабелла и Фердинанд дали маврам обещание, что уравняют их в правах с испанцами и они сохранят мусульманскую веру. Но свои обещания они и не собирались выполнять. Архиепископ Эрнандо де Талавера, который «слишком вяло» обращал мавров в католическую веру, был обвинён в ереси. В 1499 году генеральный инквизитор Сиснерос занялся интенсивным обращением мавров в католическую веру. Главная мечеть Гранады была превращена в католический храм. Книги на арабском языке отнимали у населения и сжигались во время проведения аутодафе. Это насилие вызвало недовольство среди мавров и последовавшие за этим восстание.

Испанские власти и инквизиция только этого и ждали. Жестоко подавив восстание, они принялись за террор с удвоенной силой. Генеральный инквизитор поставил маврам ультиматум о переходе в католическую веру. В противном случае они должны были покинуть территорию Испании, оставив имущество и заплатить выкуп. Некоторые мавры приняли христианство, некоторые вынуждены были уехать, а часть осталась и продолжила сопротивление. Но к 1501 году сопротивление было полностью подавлено. Некоторое время спустя испанская корона снова выдвинула требования о переходе оставшихся мавров в католическую веру. Но на этот раз власти мешали выезду мавров заграницу, поскольку оставшиеся были крестьяне и ремесленники. Поэтому корона и инквизиция хотели лишь ограничить права этих людей и повторно обобрать их. В 1525 году король Карл V выпускает указ, который закрепляет эти гонения. По нему мусульманство в Испании могли исповедовать только рабы.

Для инквизиции насильственное обращение мавров в католическую веру носило большие формальный характер. Просто это давало повод инквизиторам впоследствии обвинить людей в том, что они втайне исповедуют мусульманскую веру. А это значит, выдвинуть самое распространенное обвинение в ереси.

Морискам было запрещено говорить на арабском, носить арабскую одежду и называть детей арабскими именами. Все эти меры и жестокость инквизиции в Испании привели к новому восстанию в Гранаде. Оно началось 1568 году и было подавлено только в 1570. На территории королевства Арагон мориски работали на земле грандов. И гранды были совершенно недовольны тем, что делала инквизиция с их крепостными. Поэтому они заключили с инквизицией соглашение. Согласно договору, мориски должны были выплачивать каждый год трибунал инквизиции по 2,5 тысячи дукатов. В ответ на это инквизиция обещала во время судов не конфисковывать их собственность и назначать максимальное наказание в виде штрафа 10 дукатов. Но инквизиторы постоянно нарушали условия этого соглашения.

Пытки инквизиции

В начале XVII века испанская корона, опасаясь, что мориски перейдут на сторону турецких или африканских султанов, решила полностью избавиться от них. Предварительно их всех ободрали до нитки, как это было проделано с иудейским населением. В период с 1609 по 1614 годы около 300 тысяч морисков уехали из Испании. Это нанесло серьезный ущерб экономике страны. Например, в Валенсии пришло в упадок сельское хозяйство. Некому было выращивать сахарный тростник, зерно и другие культуры. А также зачахли многие виды ремесел, которыми занимались мориски. Кроме того, значительно уменьшился и доход самой инквизиции. Поэтому испанским инквизиторам пришлось выискивать себе новые жертвы.
Вернуться к содержанию
 

Цензура и доносительство

После того как механизм инквизиции в Испании был запущен, он стал похож на бешеную собаку. И эта собака стала кусать всех подряд: еретиков, иноверцев, благочестивых католиков, простых людей и знатных вельмож. Инквизиторы испытывали подозрение как к нижним слоям общества, так и к верхним. Королевское окружение, университетские преподаватели, писатели, богословы и все остальные попадали под подозрение инквизиции. Власть инквизиторов в Испании возрастала пропорционально количеству устранённых людей. Томас Торквемада стал примером того, что может сделать человек с честолюбием, мстительностью и тщеславием, если ему дать неограниченную власть. И большинство инквизиторов были похожи на него. Поэтому вместе со всеми остальными на костёр попадали люди, которые были полностью преданы церковному делу.

Современники инквизиции писали, что живут в тяжелые времена. Им было опасно не только что-то сказать, но и промолчать. Ученому инквизиторы вполне могли приписать еретические поступки и высказывания. Ни в коем случае нельзя было критиковать действия инквизиции. Если человека не было проступков, то инквизиторы вполне могли их выдумать с помощью фискалов или простого подлога. Обвинение могло быть выдвинуто в каком угодно виде и в чём угодно, поскольку доказывать его инквизиции совершенно не требовалось. Если человека обвинили в ереси, то он был обречён, и спасти его могло только чудо.

Под каток инквизиции даже попал архиепископ из Толедо Бартоломе де Карранса, который был исповедником короля Филиппа II. Его трактат под названием «Комментарии на христианский катехизис» Папа Римский признал вполне соответствующим нормам. Но инквизиторы смогли придраться к различным фразам этого документа и обвинили архиепископа в протестантской ереси. А после этого добились разрешения у Папы Римского арестовать его.

В дальнейшем папский престол долгие годы пытался добиться выдачи Бартоломе де Карранса, поскольку считали судебное разбирательство над епископами своим правом. В 1565 году папа Пий IV даже направил специальных легатов в Испанию для того, чтобы им выдали Каррансу. Они докладывали, что в Испании никто не решился оправдать архиепископа и встать на его защиту. Все были максимально запуганы инквизицией и считали, что лучше осудить невиновного, чем выступать против инквизиторов. Бартоломе де Карранса примерно 7 лет пробыл в тюрьмах инквизиции, а затем был выдан Папе Римскому с условием, что он будет признан виновным. В Риме он просидел в тюрьме еще 9 лет. Его сочинение признали юридическим и заставили отречься от этого произведения. После этого он был сослан в монастырь в Орвьето, где вскоре умер.

Во второй половине XVI века Испания становится центром католической контрреформации. Здесь проводиться масштабная очистка интеллектуальных кругов, университетов, ученого сообщества. Им выдвигается обвинение в симпатии к протестантизму, эразмизму и гуманизму. Среди тех, кто подвергся преследованиям оказались Франсиска Эрнандес, Мария Касала, философ Хуан Луис Вивес, Алонсо де Кируэс (личный исповедник Карла V), Педро де Лерма, Франсиско Санчес, Гаспар де Грахаль и многие другие. Для спасения своей жизни они отреклись от различных «еретических высказываний», которые им приписывали инквизиторы.

После этого они прошли церемонию аутодафе, а затем до конца жизни в нищете замаливали свои «заблуждения». С 1526 года в Испании инквизиция вводится строгая цензура на различные печатные издания. А с 1546 года инквизиция выпускает перечень запрещенных книг, которые были еще более обширными, чем у папского престола. Под этот запрет попадали, к примеру, варианты Библии на живых языках, различные картины, книги о магии, маврах, иудеях и тому подобное. Тем, кто занимался чтением, хранением и распространением подобных книг инквизиторы угрожали сожжением на костре.

Каждый выпущенный индекс печатных изданий приводил к тому, что начиналось чистка всех библиотек в Испании. Например, в 1602 году на основании такого индекса была проведена чистка библиотеки духовника самой королевы. От действий инквизиции также пострадала королевская библиотека в Эскориале. Тогда Сан-Лоренсо (духовник короля) просил Супрему не удалять из королевской библиотеки запрещённых книг и отдельных страниц. Генеральный Инквизитор в ответ на это сказал, что книги, попавшие в индекс инквизиции, должны находиться отдельно и быть помечены, как осуждённого автора. Эти книги разрешалось читать духовнику короля, главному библиотекарю и некоторым богословам. Запрещённые теологические произведения должны были находиться в специальной комнате, куда имел доступ только духовник и главный библиотекарь. Причём они должны были получить на это особые разрешения супремы. То же самое правило касалось произведений иудейских богословов и вариантов Библии на испанском языке. Запрещенные медицинские издания могли читать только монахи, работающие в аптеке Эскориала.

Если книги печатались вне цензуры или возились бесконтрольно из-за границы, то это каралось смертной казнью и конфискацией имущества. Великие писатели «Золотого века» в Испании (Кеведо, Сервантес, Лопе де Беги) смогли защищать гуманистические идеалы, но им постоянно приходилось прибегать к различным уловкам, чтобы не попасть под каток инквизиции. Но это касалось только тех писателей, которые имели большой авторитет. А вот те, кто был менее известен, попадали под преследования инквизиторов и исчезали в тюрьмах. В результате, большинство писателей и художников просто соглашались с пропагандируемыми идеями и не касались никаких спорных и опасных тем.

Сожжение на костре

Однако в страхе постоянного преследования инквизиции жили не только новые христиане, мавры и учёные, но и прочие категории испанского общества. Инквизиция самостоятельно или в соответствии с указами короля могла обрушиться на любого человека. Это делалось под предлогом того, что его действия или слова угрожают интересам короны или католической церкви. К примеру, король Филипп II приказал в 1591 году генеральному инквизитору расправиться с Антонио Пересом, который был его секретарем и министром. Кирога, который был тогда генеральным инквизитором просто обвинил Переса в бадианской ереси. Эти обвинения он выдвинул на основании того, что в свое время Перес произнес слова о божьем носе. Жители Сарагосы отказались выдавать Переса Филиппу II и тот дал приказ инквизиции произвести арест и суд над ним. Жители города добились перевода Антонио Переса в городскую тюрьму из инквизиции. В результате возникших беспорядков был убит правитель Сарагосы ─ маркиз де Альменора. Беспорядки переросли в открытый бунт.

Тогда Филипп II отправил в Сарагосу войска из Кастилии для подавления бунта. Одним из покровителей Переса был верховный судья Арагона ─ Хуан де Луна. Его и ещё ряд знатных людей, симпатизирующих Пересу, казнили. Самому Антонио Пересу удалось бежать за границу. Бунт был полностью подавлен, а затем начались казни инквизиции с привычной жестокостью.

Так, что для испанской короны инквизиция была не менее выгодной, чем для самих инквизиторов. Они использовали ее для устранения неугодных и подавления освободительного движения. Короли Испании широко использовали инквизицию для подавления восстания в Нидерландах. Они просто приравнивали сторонников независимости к еретикам. А это значит, что людей ждала неминуемая смерть. В Нидерландах военные, церковь и инквизиция работали в тесном сотрудничестве. В 1550 году вышел «Кровавый указ» о преследовании в Нидерланды всех несогласных и осуждении их как еретиков. Согласно этому указу, под запрет попадали рукописные и печатные издания авторов Иоанна Эколампадия, Мартина Лютера, Мартина Бусера, Ульриха Цвингли, Иоанна Кальвина. В этом документе запрещалось практически всё, что можно было запретить. Беседы и собрания в своём доме, оскорбление образов, признанных церковью святыми, перекрещивание людей, заговоры против церкви и общественного устройства. А также было запрещено в открытую или тайно вести споры о Священном Писании, задавать сомнительные вопросы, защищать и сочувствовать еретикам и тому подобное.

Предписывалось жёстко расправляться с нарушителями общественного устройства. Мужчин должны были карать мечом, а женщин зарывали в землю живыми. И это, если они отказались от заблуждений. А если они не раскаялись, то их сжигали на костре. Имущество еретиков изымалось в пользу инквизиции и королевской казны. Судьи и различные начальники были лишены способов смягчать соответствующее наказание. Всем должностным лицам запрещалось просить о помиловании и ходатайствовать за еретиков, вероотступников и нарушителей общественного спокойствия. За такие ходатайства наказывали лишением права занимать различные военные и гражданские должности. Используя этот «Кровавый указ», власти Испании с помощью инквизиции отправили на тот свет десятки тысяч местных жителей, которые боролись за независимость Нидерландов.
Вернуться к содержанию
 

Проведение аутодафе

Отдельно стоит сказать о проведении аутодафе. Это был заключительный акт процесса инквизиции. В Испании аутодафе превратилось в грандиозное по своей помпезности и театральности действии. Здесь это было судебное заседание, церковная церемония, казнь и зрелище. Его обычно проводили по крупным церковным или государственным праздникам. К примеру, восхождение на трон нового короля, королевской свадьбе, рождению наследника престола, именинам т. п. Участие в аутодафе принимали инквизиторы, члены королевского двора, церковные, гражданские и военные чины. Конечно, присутствовало население города, где проводилось это действие. На аутодафе провозглашали приговоры тем, кто был осужден по различным процессам инквизиции.

Такие пышные аутодафе в честь испанской короны стали настоящей адской традицией в Испании. К примеру, в 1560 году в Толедо проводилось аутодафе в честь королевы Елизавете Валуа, а в 1632 году это мероприятие было посвящено рождению сына у Елизаветы Бурбон. 1680 год был отмечен аутодафе по случаю женитьбы Карла II и Марии-Луизы Бурбон Орлеанской (племянница французского короля Людовика XIV). По этому поводу X. А. Льоренте говорил следующее. Испорченность и искаженность людей того времени приводили к тому, что жестоким зрелищем подданные думали угодить новой королеве Испании. Поэтому в честь свадьбы на костре было убито 118 человек.

Летописцы церкви и инквизиции описывали это аутодафе с восхищением и придыханием. Сначала выступал трибунал, который выносил приговор обвиняемым перед светлейшим троном. Зрелище организовывалось по образцу страшного суда. Несомненно, одной из целей этого было запугивание населения и внушением трепета перед трибуналом. Верховный судья сидел на высоком троне, а вокруг его окружение. Перед всеми читали улики, доносы, свидетельства. Ходатайство и заступничество отклонялось и приговоры приводились в исполнение.

Чтобы соблюсти весь этот торжественный ритуал аутодафе, подключалось большое количество стражи. Кроме того, накануне ночью всех преступников размещали в домах помощников инквизиции, чтобы они не могли общаться. После этого их собирали всех вместе, и дав поужинать, объявляли им приговор. К ним пускали монахов и ставили двое стражников. Ночью трибунал инквизиции принимал осужденных, которые просили аудиенции. Примерно в 3 часа ночи осужденным раздавали одежду и до 5 утра распределяли завтраки. Алькальды трибунала получали пакеты с именами осуждённых. Они были нужны им для того, чтобы вывести заключённых из заточения и построить для шествия на помост, где зачитывался приговор.

Шествие начиналось в 6 утра. С этого момента начинает прибывать народ, появляются знатные персоны. В 7 часов утра появлялись солдаты веры, за которыми выносили крест и выходили священнослужители. Вслед за ними вели 120 осужденных, шедших между двумя служителями церкви. Сначала следовали те, что в изображении (то есть, бежавшие и мертвые), затем все остальные. Алькальды трибунала шли во главе шествия осужденных. Среди осужденных были покаявшиеся и отрёкшиеся, осужденные за ересь, суеверия, двоеженство, ложь и лицемерие. Двоеженцев и лжецов вели в колпаках на голове. У тех, кто получил наказание плетьми на шее была веревками с узлами по количеству ударов.

Аутодафе

Аутодафе



Отпущенные шли с коронами на голове в плащах с пламенем. Те, кто отказался покаяться, шли с драконами среди пламени. Часть вели со связанными руками и кляпами во рту. Шедшие рядом монахи, приводили к вере, увещевали и ободряли. Шествие замыкал старший альгвасиль города (полицейский чин в Испании). Костер имел в диаметре 18 метров и в высоту около 2,5 метра. К костру вела лестница шириной примерно 2 метра. Она была устроена таким способом, что можно было соорудить столбы и отправлять правосудие. Было предусмотрено место для пребывания священнослужителей при осужденных. Костер охраняли солдаты веры. Они также охраняли лестницу, не пуская на неё людей больше разрешенного числа. И в целом, они смотрели за порядком на аутодафе.

Порядок казни также был определён заранее. Первыми душили гарротой возвращенных, потом сжигали заживо упорствующих. Затем трупы бросали в огонь и поддерживали его до окончательного обращения трупов в пепел. Обычно это случалось только на следующий день.
Вернуться к содержанию
 

Окончание инквизиции в Испании

XVIII век прошёл для инквизиции в Испании под знаком борьбы с различными новшествами. Они боролись против просвещения (Франция), материалистической философии (Англия), а также итогов и идей французской революции. Инквизиторы запрещали различные книги и энциклопедии, прочие печатные материалы. Историк Ховельянос говорил, что в Испании запрещалось всё, что хоть как-то намекало на свободу и эмансипацию. В эпоху правления Карла III, правившего с 1759 по 1788 год, смогли ликвидировать иезуитский орден, но инквизиция сохранилась. Были попытки «реформировать» трибунал инквизиции, отнять у него карательные функции, но не ликвидировать. Карл III считал, что для испанцев инквизиция необходима и я не против неё. Сжигания на костре продолжались, но уже реже. Инквизиция в Испании по-прежнему представляла грозный карательный инструмент.

Очень враждебно инквизиция отнеслась к Французской революции 1789 года. Был запрещён ввоз любой революционной литературы из Франции. Кроме того, представители инквизиции осудили революционеров в разрушении социального и политического строя, а также христианской религии. Свободу они считали химерической и равенство людей называли ошибкой. В 1795 году инквизицией в Испании был осуждён «Доклад об аграрном законе» (автор Ховельянос). Причём основанием стало проповедование равенства в сфере собственности земли. А когда французы вторглись в Испанию, то инквизиция выступила на их стороне, чтобы сохранить свои привилегии. Больше того, они осудили восстание против французов, произошедшее в Мадриде в 1808 году. Инквизиторы назвали это мятежом невежественных людей.

Французы в те времена носили маску реформаторов и либералов. Поэтому они свернули ненавистную народу Супрему после захвата Мадрида в конце 1808 года. Одновременно с этим собственность инквизиции была конфискована в пользу испанского государства. В 1813 году кортесы в Кадисе запретили инквизицию, но её функции они передали епископам. Практически сразу после этого папский нунций при Регенте опротестовал решение кортесов. Он заявил, что ликвидировать инквизицию можно только с согласия папского престола. Ликвидация Супремы кортесами вызвала яростное сопротивление духовенства Испании. Тогда кортесы выслали папского нунция в соседнюю Португалию и распустили Регентский совет.

Однако испанская корона не желала мириться «детищем Томаса Торквемады». Когда Фердинанд VII вернулся в Испанию, то практически сразу восстановил инквизицию. Он говорил, что испанские короли никогда не допускали в своём государстве другой религии кроме католической. Поэтому они могут носить званием истинно католических королей. В публичной сфере Фердинанд VII оправдывал восстановление Супремы беспорядком в Испании. Несколько лет шла война, интервенция, беспорядок, преступные элементы, разнузданность страстей и т. п. Этим он оправдывал восстановление инквизиционного трибунала. По его мнению, инквизиция должна была излечить Испанию от заразы, которой были заражены прочие монархии Европы. Он объявил, что инквизиция сеет семена святости и добродетели, а народ Испании просит его о восстановлении трибунала.

В 1815 году Фердинанд создаёт орден для инквизиторов. Он побывал на заседании священного трибунала, подписал приговоры, сходил в тюрьму и откушал с инквизиторами. Но инквизиция в Испании возродилась ненадолго. В 1820 году в Испании происходит буржуазная революция, в результате которой была восстановлена конституция 1812 года. Испанцы по всей стране нападали на трибуналы инквизиции и жгли их. Фердинанд сильно испугался и отменил инквизицию с формулировками, прямо противоположными тем, с какими он восстанавливал Супрему в 1814 году.

Однако через три года Фердинанд VII восстановил свои полные правах с помощью французских штыков. И тогда он снова восстановил инквизицию в Испании, но под другим названием. Теперь это называлось «хунт по делам веры» и его возглавляли епископы. Но по своей сути это был тот же самый инквизиционный трибунал, который исполнял свои кровавые обязанности. Последние аутодафе были проведены возрожденной инквизицией в 1826 году.

Жертвами стали масон Антонио Каро и Каэтано Риполь. Антонио Каро отлучили от церкви, а затем по решению королевского суда повесили и четвертовали. Это случилось в Мурсии. После него жертвой инквизиции в Испании стал учитель по имени Каэтано Риполь. Он участвовал в освободительной войне против наполеоновских войск, в результате чего был взят в плен и несколько лет был во французской тюрьме. Когда война закончилась, он вернулся в Испанию и открыл начальную школу рядом с Валенсией. Инквизиция предъявила ему обвинения в том, что он препятствовал своим ученикам посещать церковь, исповедоваться, молиться и причащаться. Во время допросов Риполь говорил, что он не относится к католикам, но верит в бога. Инквизиторы пытались заставить его отречься от своих взглядов и примириться с католической церковью. Но он стоял на своем и трибунал инквизиции объявил его еретиком. После этого его отлучили от церкви и передали королевскому суду.

Суд приговорил учителя Каэтано Риполя к смертной казни через повешение, а затем символическому сожжению. Кроме того, его имущества конфисковали. Символическое сожжение выражалось в том, что после повешения труп был помещён в кадушку, на которой были нарисованные языки пламени. И так его похоронили на неосвещенной земле. До самого последнего момента монахи уже на эшафоте пытались убедить Риполя отречься от своих взглядов и обещали отменить смертную казнь. Но учитель отказался. Казнили его в Валенсии публично. Казнь школьного учителя вызвала большую волну протестов как в Испании, так и в других странах. Фердинанду VII пришлось распустить «хунт по делам веры». Но формально этот трибунал инквизиции продолжал существовать. Окончательно инквизиция в Испании исчезла только в 1834 году, когда умер король Фердинанд VII. Наконец-то прекратил свое существование кровавый террор, который несколько веков царствовал в Испании и зарубежных владениях этой страны. Это была Сицилия, Нидерланды, американские колонии, Милан, Неаполь, Филиппины.
Вернуться к содержанию
 

Страшные итоги Супремы

Хуан Антонио Льоренте первым попробовал подсчитать количество жертв безумный Супремы.  Он приводил следующую статистику:

  • около 32 тысяч сожжено живьём;
  • примерно 17,5 тысячи сожжены в изображении;
  • около 291,5 тысячи человек приговорили к прочим видам наказания.


По данным Льоренте, общее количество жертв составило примерно 341 тысячу человек. Представители церкви и сторонники инквизиции всячески оспаривали цифры Льоренте, ссылаясь на то, что он не приводит своих источников. Но это объясняется тем, что эти данные он публиковал, когда был уже в эмиграции в Париже. Но при этом противники Льоренте не делали никаких подсчетов для сравнения их с данными автора труда под названием «Критической истории испанской инквизиции».

Позже ещё два исследователя представили свои результаты по подсчету жертв инквизиции в Испании. Историк Хоакин дел Кастильо-и-Магоне представил эти цифры в книге «Трибунал инквизиции», которая вышла в 1835 году в Барселоне. Он уже представил цифры жертв по генеральным инквизиторам. Всего этих инквизиторов было 41. Первым был Томас Торквемада, а последним Херонимо Кастельон-и-Салас. Общие жертвы получились следующие:

  • живьем сожжено больше 36 тысяч человек;
  • в изображении сожжено примерно 20 тысяч;
  • другим видам наказания подверглись примерно 290 тысяч.

Всего от действий инквизиции в Испании, по данным Хоакин дел Кастильо-и-Магоне, было убито и пострадали 345,5 тысяч человек.

Исследователь X. Амадор дель Риос провёл свои вычисления жертв инквизиции в Испании через 40 лет после Хоакин дел Кастильо-и-Магоне. Его данные следующие:

  • живьем сожжено 28,5 тысячи человек;
  • в изображении сожжено 16,5 тысячи;
  • приговорили к другим видам наказания около 304 тысяч.

Общее количество казнённых и пострадавших примерно 349 тысяч человек.

Амадор дель Риос и Кастильо-и-Магоне, в отличие от Льоренте, приводят ссылки на различные архивные источники, откуда они взяли цифры для подсчета. Из современных исследователей практически никто не проводил таких расчётов жертв инквизиции. Но проведённые подсчеты представленных выше авторов показывают вполне объективную картину и результат кровавой деятельности инквизиторов.

Несмотря на то что инквизиция в Испании уже давно ушла в прошлое, и в наши дни находится те, кто оправдывает это явление. Для некоторых Томас Торквемада по-прежнему остается эталоном добродетели и христианства. Однако большинство испанцев прекрасно понимают преступную сущность Супремы.


Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.
Вернуться к содержанию

Автор статьи
Вадим Горчаков:обратная связь
Расскажите друзьям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Вам могут быть интересны следующие материалы
Вы находитесь: Инквизиция в Испании
Подписка
Введите Ваш email
 
Поставьте эту галочку, если хотите отписаться от рассылки.
Внимание! Отправляя адрес email, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности .
Рассылка приходит раз в месяц и содержит последние материалы на сайте, которые могут быть вам интересны. Если Вы хотите отписаться от рассылки, то ведите email и поставьте галочку при отправке формы.
Задать вопрос
Внимание! Отправляя персональные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности .
В форме ниже вы можете задать вопрос по Испании. Мы постараемся дать на него развёрнутый ответ. Если набирается много вопросов по какой-то тематике, то по ней публикуется статья. То есть, задавая вопрос, вы предлагаете темы будущих статей для сайта. В сообщении обязательно указывайте электронную почту, на которую можно прислать ответ.
 
Поставьте эту галочку, если Вы человек.
© 2016 Информационный сайт об Испании - Spainix.ru
Копирование материалов разрешено только при установке активной ссылки на наш сайт!!!
Информационный сайт об Испании - Spainix.ru