Обзор кафедрального собора в Севилье
Кафедральный собор в городе Севилье, ещё называемый собор Мария де ла Седе, является одной из популярных достопримечательностей у туристов, приезжающих на отдых в Испанию. Это объясняется тем, что собор имеет массу оригинальных особенностей. К примеру, он является крупнейшим готическим собором на планете. В Европе севильский собор находится на третьем месте по размерам. Его опережает только лондонский Собор Святого Павла и базилика Святого Петра в итальянской столице. Но это по размерам, а по объёму севильский собор превосходит оба вышеназванных сооружения. Кроме того, этот собор переделан из арабской мечети, которая досталась испанцам после Реконкисты. А также, по некоторым данным, здесь захоронен великий мореплаватель Христофор Колумб. Стоит отметить, что собор Мария-де-ла-Седе относится к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. В этой статье будет подробно рассказываться об истории и особенностях этого собора в Севилье.
Содержание статьи
История строительства и особенности архитектуры
Архитектурные особенности этого собора невозможно будет понять, если не знать его историю. Поэтому, чтобы было понятнее, нужно рассказывать о них в одном разделе, придерживаясь хронологии. Собор Санта Мария де ла Седе, который стоит в Севилье сегодня, построен на месте крупной арабской мечети, которую здесь построили по приказу халифа Абу Якуба. Строительство началось ещё в IX веке, когда на территории современной Испании властвовали мавры. Строительство этой арабской мечети было полностью закончено в XII веке. Затем во времена Реконкисты Севилья была отвоёвана у мавров и вскоре началась история Кафедрального собора в Севилье.
В 1401 году при закладке нового храма на месте мечети один из членов капитула (коллегия клириков) сказал известную фразу: «Собор будет настолько грандиозным, что потомки, которые увидят его в достроенном виде, будут считать нас безумцами». И собор Санта Мария де ла Седе на самом деле получился грандиозным. Это самый крупный собор в Испании. При этом он уступает по размерам мечети, которая здесь стояла до него. От культового сооружения, построенного маврами, сохранился Апельсиновый двор в северной части и древний портал Puerta del Perdon («Врата прощения»), который ведёт во внутренний двор. Во внутреннем дворе можно увидеть фонтан, что характерно для арабских построек. Но интересно, что фонтан построили ещё во времена правления здесь вестготов. То есть, ещё до прихода мавров на Пиренейский полуостров.
Знаменитая Хиральда также является остатками от арабской мечети. Это бывший минарет, который влился в ансамбль будущего собора. С тех пор Хиральда стала таким же символом города Севилья, как Биг Бен для Лондона или Кремль для Москвы. В высоту она достигает почти сто метров.
Строительство Хиральды было начато в 1184 году ещё во времена правления Якуба ибн Юсуфа. Архитектором этого сооружения был Ахмед бен Бану. В 1198 году строительство было завершено. Та древняя башня была в высоту 70 метров. Основание Хиральды возводилось из камней, которые были взяты от разрушенных построек времён Древнего Рима. Это подтверждается полустёртыми латинскими надписями на них.
Сооружение получилось довольно массивное, поскольку в основании это был квадрат со стороной 13,6 метра. А толщина стен Хиральды у основания примерно три метра. Но, несмотря на это, минарет не смотрится грубо и неуклюже. Наоборот, Хиральда выглядит лёгкой и стройной. Это было достигнуто благодаря изящному восточному орнамента на поверхностях стен. В своё время на крыше минарета была размещена крупнейшая в Европе обсерватория. В то время, когда в Севилье правили мавры, минарет был украшен четырьмя медными шарами с позолотой. В летописях того времени современники рассказывали о том, что отражение солнечных лучей от этих шаров было видно ещё за день пути до города.
При строительстве Кафедрального собора мусульманский минарет превратили в колокольню. Под руководством архитектора Эрнана Руиса с 1560 по 1568 год были надстроены ещё пять ярусов на здании Хиральды. Их выполнили сужающимися кверху. На нижнем ярусе разместились 25 колоколов. На самом верхнем был устроен постамент для статуи Веры. В 1568 году она была отлита из бронзы со знаменем в руках. Автором этого произведения стал скульптор Бартоломе Морель. Статуя высотой в 4 метра одновременно является флюгером. По-испански она называется хиральдильо. В итоге от названия статуи стала называться и сама башня.
Строительство собора по времени велось больше столетия, с 1402 по 1506 год. В результате тут смешалось множество архитектурных стилей. Габариты севильского Кафедрального собора равны 129 на 76 метров. Полностью собор можно рассмотреть только с западной стороны. Со всех остальных сторон он плотно застроен домами. На фасаде здания можно увидеть множество терракотовых изображений святых. Центральный неф собора равен 36 метров. Высота боковых по 25 метров. Всего здание имеет 75 окон.
Одним из неповторимых украшений собора Мария де ла Седе являются цветные витражи. Их изготовил Энрике Алеман в начале XVI века.
Вернуться к содержанию
Интерьер. Что нужно обязательно посмотреть?
Главная капелла
Центральный неф разделяется Главной капеллой, которая с трёх сторон огорожена кованными решётками. Здесь расположен грандиозный заалтарный иконостас – ретабло. Он разделяется на 5 рядов, в которых имеются прямоугольные ниши со скульптурными изображениями евангельских и библейских сюжетов. Статуя Мадонны, которая покрыта пластинами из серебра, находится в центральной нише. Самой древней считается центральная часть ретабло, автором которой является фламандский мастер Данкарт. Он занимался иконостасом с 1482 по 1492 год. Работу завершил в 1525 году скульптор Хорхе Фернандес. Росписью иконостаса занимался брат Хорхе – Алехо. Он был популярным живописцем в то время и даже рисовал портрет Христофора Колумба.
Алтарь является не только самым крупным, но и самым красивым в Испании. Кропотливая и мастерская работа велась над ним долгие годы. Конструкция алтаря вырезана из каштана, дерева грецкого ореха, лиственницы. Венчается алтарь роскошным балдахином. Стоит также отметить, что алтарь собора Севильи наиболее дорогостоящий из всех готических соборов на планете. На его создание ушло 3 тонны золота. Внутри алтаря в архитектурной рамке расположен ретабль. Он включил в себя 45 фигур. Плюс ещё пять, находящихся на возвышении алтаря. Каждая из таких фигур имеет площадь 1 кв. м. В центре можно посмотреть фигуры, рассказывающие эпизоды из жизни Марии и Иисуса. В секциях по бокам находятся сцены, рассказывающие о жизни в раю и создании мира.
Те фигуры, что находятся на возвышении, рассказывают о жизни святых Севильи и о самом городе. Очень интересным является изображение восточного фасада Севильского собора и Хиральды в период XV─- XVI в. Это ещё до реконструкции Хиральды и перестройки купола Собора. Создателем верхней части ретабля является Пиета. Там находятся фигуры с изображением 12 апостолов и сцены мучений Иисуса Христа. Сюжеты, вырезанные из дерева, разделяются пилястрами, на которых имеются маленькие скульптуры. Благодаря тому, что фигуры вверху ретабля крупнее, создателям удалось добиться правильной перспективы. Если смотреть снизу вверх, то кажется, что все фигуры одного размера.
Главный ретабль собора в Севилье поражает масштабом, тонкой работой и роскошью. От алтаря посетителей отделяет крупная металлическая решётка. Её отлили в период 1518─1532 гг.
Вернуться к содержанию
Королевская капелла
За Главной капеллой в апсиде расположена Королевская капелла, которая была построена в 1575 году. Там находится гробницы королей Педро I Жестокого и Альфонса X Мудрого. В Королевской капелле также есть статуя главной покровительницы города Севилья, Королевской Мадонны. Статуя Мадонны вырезана из кедрового дерева размером в человеческий рост.
Изготовление датируется XIII веком. Сначала волосы статуи сделали из золотых нитей, а на голове была корона из золота. Она имела механизм поворота головы, который сейчас уже не работает. Позже волосы из золота заменили шёлковыми. Жители города до сих пор почитают свою покровительницу. В соборе Севильи ещё есть изображение «Мадонна─исцелительница», которое сделал неизвестный мастер в XVI веке.
Королевскую капеллу в Севильском соборе построил Карлом V в 1555 году. Он посвятил её Фердинанду III, который освободил этот город от мавров. Останки этого короля находятся в серебряной урне на гробе. На стенках гроба множество надписей на латинском, арабском, староиспанском и древнееврейском языках. Это перевод одной и той же фразы, сказанной о Фердинанде III его сыном Альфонсо X.
В основании Королевская капелла собора в Севилье имеет прямоугольную форму. При этом одна из стен полукруглой формы, что делает вид довольно необычным. Центральная ниша делится на 8 пилястров, а в центре расположена фигура Королевской Мадонны.
Вернуться к содержанию
Капелла Сан-Педро
Рядом с Королевской капеллой находится капелла Сан-Педро. В качестве украшения здесь использованы работы живописца из Испании ─ Франсиско Сурбарана. Городской совет Севильи назначил его главным художником города. Он проделал огромную работу по украшению Севильи, в том числе и Кафедрального собора.
Вообще, в соборе Севилью находится более 80 часовен, каждая из которых имеет своё оригинальное оформление в стиле барокко или ренессанса.
Вернуться к содержанию
Гробница Христофора Колумба
В соборе Севильи находится гробница первооткрывателя открывателя Америки ─ Христофора Колумба. Саркофаг изготовил в 1891 году скульптор Артуро Мелида. По мнению многих исследователей, гробница Колумба в севильском соборе символическая, а останки были захоронены в другом месте. Точно известно лишь то, что здесь покоится сын Колумба ─ Эрнандо. Могила сына известного мореплавателя расположена между хорами и главным порталом в центральном нефе. При Кафедральном соборе в Севилье Эрнандо основал Колумбийскую библиотеку. В наши дни библиотека насчитывает примерно 3 миллиона томов. В ней есть очень редкие и ценные манускрипты. В их числе и подлинные рукописи Христофора Колумба.
В Севилье много связано с именем Христофора Колумба. После открытия им Нового Света король Испании дал городу Севилье монопольное право на торговлю с Америкой. Отсюда потекли в Новый Свет конкистадоры и караваны торговцев.
Вернуться к содержанию
Хоры
В хоре собора на королевском сидении написана дата изготовления ─ 1478 год, а имя мастера ─ Нуфро Санчес. Эти сиденья по праву называются наиболее изящными в Испании. Использована тонкая резьба и декор, а также инкрустация.
Специалисты говорят, что сидения хора вобрали в себя такие стили, как мудехар, платереско и готика. Всего здесь установлено 117 сидений. Основной материал – это дуб, но имеются также вставки из прочих сортов древесины. На верхней секции в кафедральном соборе установлены сиденья для представителей духовенства с богатым украшением.
Нижние сидения предназначены для пребендариев. С тыльной стороны нижних сидений выполнено изображение Хиральды, которая является одним из основных символов Севильи. На подголовники сидений нанесены библейские сюжеты, а на сами стулья ─ человеческие пороки и грехи. Стиль верхних сидений во многом похож, но наверху они венчаются арками со статуэтками, вырезанными из дерева. На статуэтках держится балдахин. На нём с помощью резьбы изображены всевозможные религиозные фигурки.
Вернуться к содержанию
Двор апельсиновых деревьев
По-испански он называется Patio de los Naranjos. Двор апельсиновых деревьев остался здесь ещё от арабской мечети XII века. Во двор ведёт Большой портал Прощения, который также в своё время был построен маврами. Посередине двора находится каменный фонтан. Он ещё более древний. Специалисты говорят, что он был выполнен в эпоху вестготов или римлян.
Вернуться к содержанию
Главная ризница
По южной стороне собора в Севилье находится главная ризница. Там хранятся картины, автором которых является Мурильо и прочие известные художники Испании. Жемчужиной коллекции является Custodia. Это серебряная дарохранительница огромных размеров, которую сделал Хуаном де Арфе в XVI столетии. Ковчег сделан из чистого серебра и достигает в высоту трёх метров. Ковчег выполнен орнаментом и скульптурой. Главная ризница включает и массу прочих бесценных реликвий. Например, ключ от ворот города Севильи, который при сдаче города мавры вручили королю. На ключе этом ключе надпись по-арабски: «Да дарует Аллах вечное господство Ислама в этом городе».
Вернуться к содержанию
Ризница с потирами
C главной ризницей расположено ещё одно хранилище. Это ризница с чашами (потирами), называемое сакристия Лас Калисес. Здесь храниться полотно «Святые Юста и Руфина», сделанное Гойей. Он написал картину в Севилье. Здесь святые покровительницы Севильи находятся на фоне Хиральды. В ризнице Лас Калисес хранится ещё много работ других живописцев Испании, выполненных в разные исторические периоды.
В ризнице Лас Калисес есть такая картина, как «Св. Христофор, переносящий через реку младенца Христа», созданная Матео Переса де Алесио. В древних испанских храмах этот сюжет считался обязательным, поскольку святой Христофор считался заступником путешественников. Он охранял их от насильственной смерти. Картина, находящаяся в соборе Севильи является наиболее крупным изображением Св. Христофора в Испании.
Башня Хиральда
Башня Хиральда является дополнением кафедрального собора и одним из главных символов Севильи. Высота колокольни составляет чуть менее 100 метров (98 м). Нижнюю часть построили, как уже говорилось, в конце XII столетия. Это был минарет в арабской мечети.
В XIV веке в Севилье было землетрясение, в результате которого Хиральда чудом не разрушилась. Так, она превратилась из минарета арабской мечети в колокольню севильского собора. Башня была украшена христианскими символами. А современный вид башня обрела в 1568 году. Тогда была надстроена изящная башня в стиле Ренессанс сверху минарета.
Вернуться к содержанию
«Христос»
Эта работа Хуана Мартинеса является одним из наиболее ярких произведений в Кафедральном соборе Севильи. Это распятие было выполнено в 1603 году. «Христос» расположен в капелле San Andres. Это в западной части собора.
Хуан Мартинес в своей работе старался максимально реалистично изобразить Христа. Он старался создать впечатление беседы Христа с людьми, которые молятся у его ног. Этот великий скульптор, благодаря присущей ему пластичности в работах, хорошо справился с поставленной задачей. Работа «Христос» является, пожалуй, лучшей скульптурой раннего Барокко.
Вернуться к содержанию
Двери собора
Кафедральный собор Севильи имеет ряд впечатляющих дверей. Особенно популярным у туристов является портал Puerta de los Palos, который находится рядом с башней Хиральда. Декор выполнен в виде барельефа с изображениями волхвов. Украшение выполнил Мигель Флорентин в 1520 году. Этот же мастер выполнил рельеф на входе Puerta de las Campanillas. Там Флорентин изобразил вход в Иерусалим Иисуса Христа.
Главный портал собора в Севилье называется Puerta de la Asuncíon. Он находится со стороны улицы Avenida de la Constitution. Он был выполнен в 1833 году и в качестве украшения он имеет статуи святых. Над дверями находится рельеф с изображением Успения Богородицы.
Вернуться к содержанию
Сокровищница
Наиболее интересным экспонатом сокровищницы в севильском кафедральном соборе является золота корона, имеющая инкрустацию самоцветами. Она украшена фигурами 4 ангелов и множеством драгоценных камней. Наиболее оригинальным элементом является ангел, держащий корону.
Торс ангела выполнен из крупной жемчужины, которая по очертаниям повторяет фигуру человеческого тела. Интересно, что мастер не проводил специальной обработки жемчужину, а использовал её как есть. Золотую корону можно назвать наиболее ценным экспонатом собора в Севилье.
Вернуться к содержанию
Расположение и часы работы
Кафедральный собор в Севилье доступен для туристов по следующему расписанию:
- Понедельник. С 11-00 до 15-30;
- Со вторника по субботу. С 11-00 до 17-00;
- Воскресенье с 14-30 до 18-00.
В остальные часы собор открыт только для проведения религиозных служб. Время посещения может корректироваться в зависимости от мероприятий религиозного плана. В севильском соборе периодически организуются органные концерты. Некоторые из них бесплатны.
Стоимость полного входного билета 9 евро. Дети до 14 лет со взрослыми проходят бесплатно. Студентам и пенсионерам билет обойдётся в 4 евро.
В Севилье собор расположен по адресу Аvenida de la Constitucion. До него ходит автобус T1. Остановка называется Archivo de Indias. Кроме того, можно добраться на автобусе С5 (остановка Garcia de Vinuesa).
Ниже можно посмотреть расположение Кафедрального собора Севильи на карте.
Отзывы
Лиля (Воронеж)
За время пребывания в Испании мы были на многих экскурсиях. Экскурсия в Севилью нам запомнилось особенно. Самое яркое впечатление осталось от крупного кафедрального собора, который является крупнейшим готическим собором на планете. Он настолько большой, что нам даже не удалось его сфотографировать в один кадр. Масштаб этого сооружения поражает воображение. Внутри сначала может показаться мрачно, как в подземелье. Но благодаря различным произведением искусства и дорогим украшением интерьер собора смотрится впечатляюще.
Мы поднимались на башню Хиральда, откуда наблюдали прекрасную панораму города Севилья. Можно сказать, что посмотрели на город с высоты птичьего полёта.
Николай (Калининград)
Мы были на экскурсии в Севилье, когда знакомились с Южной Испанией, которая называется Андалусией. Севилья является красивейшим городом этого региона. А кафедральный собор Севильи ─ это настоящая жемчужина города.
Этот собор ─ гордость не только Андалусии, но и всей Испании. Внутри собора разрешают фотографировать, поэтому удалось сделать немало хороших снимков. В интерьере собора запомнился очень дорогой алтарь, даже по меркам всех мировых готических соборов. При его украшении было использовано примерно 3 тонны золота.
Внутри настолько много места, что кажется здесь будешь ходить бесконечно. Внутренний объем сооружения просто огромен. В архитектуре собора сочетается Ренессанс, Готика и некоторые другие стили тех времён. Монументальные колонны, крестообразные своды, мифы и восхитительные витражи.
Вход в Севильский собор платный ─ 9 евро. Но есть возможность сходить на экскурсию бесплатно. Каждую неделю по понедельникам сюда набирают бесплатно группу туристов. Записаться в неё можно на официальном сайте собора. При входе выдаётся звуковой гид на английском языке. Когда вы зарегистрируйтесь на сайте, нужно будет распечатать подтверждение, которое вам пришлют. И уже по нему в назначенное время можно будет попасть в собор.
Елена Дмитриевна (Курск)
Мы были на экскурсии в соборе Севильи в 2014 году. Основные впечатления ─ величество как снаружи, так и внутри, а также мрак и готика. Дорогостоящие украшения, мощные решётки, впечатляющий масштаб и размах. В центре собора есть орган, на котором играют во время службы. После осмотра собора мы пошли на Хиральду. Это такая башня-колокольня, с которой видна вся Севилья. На её месте раньше был Минарет арабской мечети.
Уже при выходе из собора мы осмотрели апельсиновый сад. Там есть фонтан и скамейки, где можно передохнуть во время экскурсии. Обидно, что не было звукового гида на русском языке. Хотя я читала отзывы уже после нашего посещения и туристы говорят, что добавили русскоязычный вариант. Больше всего запомнилось посещение башни и апельсинового сада, где был фонтан, оставшийся ещё с римских времён.
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье, а также ваши отзывы о соборе в Севилье, оставляйте в комментариях.
Вернуться к содержанию
