Spainix.ru
информационный сайт об Испании
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Хронология и причины авиакатастрофы на Тенерифе

Чуть больше 40 лет назад, 27 марта 1977 года, произошла крупнейшая авиакатастрофа XX века в аэропорту Лос-Родеос. Это северный аэропорт острова Тенерифе. Катастрофа стала крупнейшей за всю историю гражданской авиации по количеству жертв. В ней погибло 583 человека и ещё 61 пострадали. Как и бывает в случае таких крупных авиакатастроф, причина не была в чём-то одном. Результатом этой трагедии того целый комплекс причин, которые вылились в столкновение двух Боингов на взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос. В этой статье мы разберём эти причины и расскажем хронологию событий происшествия на Тенерифе в 1977 году.

 

Катастрофа на Тенерифе. Хронология

Давайте, в хронологическом порядке рассмотрим события, произошедшие в день катастрофы, и в итоге приведшие к трагедии.

 

Теракт в аэропорту Гран-Канарии

В конце марта 1977 года на Канарских островах, как обычно, начался туристический сезон. Множество воздушных судов с отдыхающими приземлялись на третьем по величине острове под названием Гран-Канария. Однако 27 марта 1977 года здесь произошло чрезвычайное происшествие, которое в итоге привело к авиакатастрофе на Тенерифе. А именно, в 13-15 по местному времени здесь произошел теракт. Его организовали участники сепаратистской группировки за отделение Канарских островов от Испании. Первый взрыв был устроен в магазине цветов, который расположен в пассажирском терминале аэропорта острова Гран-Канария.

Авиакатастрофа на Тенерифе


Взрыв был небольшой мощности и пострадал один человек. Но после этого в полицию позвонил неизвестный и рассказал о втором взрывном устройстве, которое якобы заложена в терминале аэропорта. В результате администрации аэропорта пришлось эвакуировать всех пассажиров и персонал терминала. Аэропорт закрыли для приёма авиарейсов. Все самолёты, которые прилетали сюда, переправляли в аэропорт Лос-Родеос, расположенный на острове Тенерифе. На тот момент это был единственный аэропорт на Канарских островах, который мог выступить в качестве альтернативы Гран-Канарии. Взлётная полоса Лос-Родеос была оборудована для приёма дальнемагистральных самолетов.

Среди перенаправляемых самолётов оказались также два чартерных рейса из Амстердама и Лос-Анджелеса. Оба авиарейса выполнялись на крупнейших лайнерах Boeing 747. На борту первого из них компании KLM находилась 235 пассажиров и 14 членов экипажа. Второй Боинг компании Pan American перевозил 380 пассажиров и 16 членов экипажа. Среди пассажиров были в основном пенсионеры. Они летели на Канарские острова, где должны были начать продолжительный круиз. Этот Боинг назывался Clipper Victor и был не совсем обычным самолётом. На нём был выполнен первый в истории коммерческий рейс Boeing 747, после чего это семейство самолётов стал широко использоваться в авиаперевозках. Интересно, что в 1970 году этот самолет угнали на Кубу, где в аэропорту его встречал сам Фидель Кастро. Итак, эти два самолёта были одними из многих, которые приземлились в тот день в аэропорту Лос-Родеос вместо Гран-Канарии.
Вернуться к содержанию
 

Дозаправка Боинга 747 компании KLM

Лос-Родеос в то время был небольшим аэропортом, который предназначался для обслуживания региональных авиарейсов. 27 марта 1977 года этот аэропорт оказался под завязку заполнен международными рейсами. Единственная рулёжная дорожка аэропорта, расположенная параллельно взлётно-посадочной полосе, была до отказа заполнена самолётами. Это стало ещё одним звеном в цепи трагических совпадений, которые привели к авиакатастрофе на Тенерифе. Ещё одним и решающим, как считают специалисты, фактором стал капитан Boeing 747 голландской компании KLM.

Аэропорт Лос-Родеос


Якоб ван Зантен был очень опытным пилотом голландской компании. Бортовые журналы компании украшал его портрет. Можно сказать, что Якоб ван Зантен был лицом этой авиакомпании. Капитан, помимо прочего, занимался подготовкой пилотов для Боингов 747 в компании KLM. Однако за безупречной репутацией скрывался ряд проблем компании и самого капитана. До этого рокового рейса Якоб ван Зантен не летал примерно 6 месяцев, а лишь занимался тренировкой пилотов в специальном центре. На Тенерифе он принял несколько ошибочных решений, которые стали ключевыми в этой авиакатастрофе.

Всё началось с того, что он потребовал дозаправить их Boeing 747 в аэропорту Лос-Родеос. Якоб ван Зантен сильно торопился, а вынужденная посадка в аэропорту Лос-Родеос затянулась на 4 часа. После этого им ещё нужно было вернуться на остров Гран-Канария, высадить там пассажиров, взять на борт новых и выполнить обратный полет в Амстердам.

Запасного экипажа у компании KLM на Канарских островах не было, рабочий день у пилотов был строго регламентирован. Поэтому, если бы им не удалось вылететь с Канарских островов до 19-00, то авиарейс пришлось отложить на следующий день. А поскольку Якоб Ван Зантен был частью менеджмента компании КЛМ, его такой ход событий совершенно не устраивал.

Для того чтобы сэкономить время и воспользоваться стоянкой в Лос-Родеосе, капитан потребовал заправить их лайнер. Однако это лишь затянуло и их время пребывания на Тенерифе. Boeing 747 компании KLM, находясь на заправке, блокировал выезд других самолётов на взлётно-посадочную полосу с рулёжной дорожки. Там же стоял авиалайнер из компании Pan American, который был готов к вылету. Но ему пришлось ожидать более получаса, пока не заправиться 747-й из Амстердама. Эта дозаправка, как показали дальнейшие события, не позволила Боингу набрать высоту в нужный момент.
Вернуться к содержанию
 

Ухудшение погоды

За время заправки непредсказуемая погода на Тенерифе успела испортиться. Аэропорт Лос-Родеос расположен на высоте шестьсот метров над уровнем моря. Это место часто находится выше границы облачности. Это стало ещё одним фактором, способствующим авиакатастрофе. Около пяти вечера полностью заправленный Boeing 747 KLM выехал на взлетно-посадочную полосу. В этот момент с моря на аэропорт набежали облака. В этот момент можно было наблюдать, как за авиалайнером, движущимся по полосе, набегает густой туман. Рулёжная дорожка была полностью заставлена авиалайнерами, и Боингу 747 KLM пришлось проехать по взлётно-посадочной полосе к месту старта, а затем развернуться там на 180 градусов. Экипаж самолета успешно выполнил эту задачу, но дальше они стали делать ошибку за ошибкой, приближая момент катастрофы.

Следующим за амстердамским лайнером на взлётно-посадочную полосу выехал его близнец ─ Clipper Victor. Американский самолёт передвигался уже в тумане. Видимость в этот момент составляла меньше ста метров. Он должен был проехать по полосе до третьего съезда и переместиться на рулёжную дорожку, которая в этом месте была свободна. Диспетчеры решили сделать этот манёвр для того, чтобы американский лайнер двигался параллельно со взлётно-посадочной полосой, где будет взлетать самолёт KLM. Ну а дальше роковой просчёт совершил экипаж самолёта Boeing 747 Pan American. Чтобы понять, что они сделали, нужно взглянуть на схему аэропорта.

Схема передвижения самолётов перед авиакатастрофой

Схема передвижения самолётов перед авиакатастрофой



Как видно на схеме, третий съезд с ВПП (взлётно-посадочная полоса) направлен против движения самолёта Clipper Victor. Пилотам потребовалось повернуть с разворотом в 148 градусов, чтобы заехать на этот съезд. Поэтому экипаж американского лайнера решил, что удобнее будет использовать съезд №4, который был расположен по ходу движения. Указания насчёт съезда номер три они сочли ошибкой диспетчера и поехали к четвёртому. Около поворота на него и произошла трагедия.
Вернуться к содержанию
 

Переговоры пилотов и диспетчера

Между тем, Якоб ван Зантен сильно торопился подняться в воздух, поскольку в запасе было 2 часа. За это время надо было успеть высадить пассажиров на Гран-Канарии, совершить посадку и вылететь в Амстердам до 19─00. Перед самолётом KLM был сплошной туман, и капитан не видел, что там передвигался Boeing 747 Pan American.

Экипаж ждал лишь команды на взлёт от диспетчера. Сам диспетчер выражался по-английски с сильным акцентом и из-за сильного тумана не видел происходящего на взлётно-посадочной полосе. Завершающим этапом в авиакатастрофе на Тенерифе стал радиообмен между диспетчером и экипажами обоих авиалайнеров.

После разворота в конце взлетно-посадочной полосы экипаж голландского Боинга запросил у диспетчера разрешение на взлет. В ответ он передал им инструкцию по набору высоты, которую ван Зантен и остальные члены экипажа по ошибке поняли, как разрешение. В то же время, после передачи инструкции диспетчер в конце добавил следующую фразу: «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову». В этот же момент экипаж американского Боинга вышел на связь, и сообщил диспетчеру следующее: «Мы все ещё следуем по полосе, Clipper 1736». Из-за того, что обе фразы вышли в эфир одновременно, возник эффект под названием гетеродин.

В результате, экипаж самолёта KLM не услышал окончание фразы «Будьте готовы к взлёту, я вас вызову», а только «ОК» и визг гетеродина. После этого Якоб ван Зантен дал команду вывести двигатели на взлётный режим и стал разгоняться навстречу лайнеру Pan American. Пилоты американского лайнера увидели самолёт KLM за 6 секунд до столкновения. В этот момент до него оставалось примерно 700 метров. Они стали выруливать на газон между ВВП и рулёжной дорожкой, но не успели завершить этот манёвр.
Вернуться к содержанию
 

Столкновение

Экипаж амстердамского Боинга увидел американский самолёт на несколько секунд позже. Обнаружив его перед собой, они попытались оторваться от взлётно-посадочной полосы. Из-за резкого взлёта хвост самолёта прочертил по ВПП. Кто знает, возможно, им бы удалось выполнить этот манёвр. Но 747 заправился под завязку перед вылетом и дополнительные 40 тонн топлива не позволили ему резко подняться в воздух. Точное время столкновения двух самолётов 17 часов 6 минут и 50 секунд. Боинг KLM своим шасси, двигателями и нижней частью фюзеляжа снёс всю верхушку самолёта Рan Аmerican.

По инерции самолёт пролетел ещё 150 метров и рухнул. Ещё три сотни метров самолёт протащило по взлётной полосе, и он взорвался. Погибли все пассажиры и экипаж. На повреждённом Clipper Victor также возник пожар, но здесь погибли не все. Выжил 61 человек, включая капитана, бортинженера и второго пилота. Практически все выжившие находились в передней части самолёта и они смогли выбраться из самолёта через дыры в корпусе фюзеляжа.

Пожар на Боинг 747


После катастрофы спасательные службы собрались около голландского авиалайнера и занимались его тушением. Из-за того, что в аэропорту был глубокий туман, они не сразу увидели второй пострадавший самолёт. То есть, ни в первый момент они не сразу поняли, что крушение потерпели два Боинга. Итогом этой катастрофы на Тенерифе в 1977 году стали 583 погибших и 61 пострадавший.

Вернуться к содержанию
 

Расследование авиакатастрофы на Тенерифе

Результаты расследования и причины столкновения

В результате проведённого после авиакатастрофы расследование основные причины была названа ошибка капитана голландского лайнера. Он принял решение о взлёте, не убедившись, что полоса перед ним свободна. Комиссия, проводившие расследование, установила, что Якоб ван Зантен допустил эту ошибку из-за спешки. Он хотел поскорее улететь с Тенерифе для выполнения нормативов полёта. Трагическим фактором также стал туман, плохой английский язык диспетчера и использование нестандартных фраз, а также интерференция при радиопередаче.

Два сгоревших самолёта после катастрофы на Тенерифе. На переднем плане Боинг KLM, на заднем – Pan American

В качестве второстепенного фактора был признан отказ экипажа Pan American свернуть со взлётно-посадочной полосы на третьем съезде, как указывал диспетчер. В качестве причин также называлась задержка по времени с дозаправкой и террористический акт на Гран-Канарии. Ниже перечислены все факторы, которые сложились в одну большую трагедию на Тенерифе 27 марта 1977 года:

  • Террористический акт в аэропорту Гран-Канарии;
  • Аэропорт Лос-Родеос не был полностью оборудован для такого класса самолётов. Здесь имелась только одна ВПП;
  • Нормативы рабочего времени пилотов, которые подстёгивали капитана KLM;
  • Заправка Боинга KLM. Увеличилась масса самолёта. Кроме того, он блокировал вылет остальных воздушных судов;
  • Экипаж Pan American принял решение не объезжать заправляющийся KLM;
  • Густой туман и, как следствие, плохая видимость;
  • В аэропорту Лос-Родеос не было обзорного локатора;
  • Сильный акцент диспетчера при разговоре на английском;
  • Интерференция при радиосвязи, из-за которой основную фразу диспетчера не слышал экипаж KLM;
  • Отказ пилотов Pan American повернуть на третьем съезде;
  • Авторитет капитана Якоба ван Зантена. Перед взлётом бортинженер сомневался в свободной полосе, но авторитет капитана был огромен и никто не обратил внимания.

Вернуться к содержанию
 

Выводы и принятые меры

Сначала голландская авиакомпания отрицала вину капитана своего судна. Но в итоге KLM пришлось признать вину и взять на себя ответственность на авиакатастрофу. Они же выплатили пострадавшим и родственникам погибших компенсации в размере от 58 до 600 тысяч долларов.

После авиакатастрофы на Тенерифе специалисты Международной организация гражданской авиации (ИКАО/ICAO) разработали единый стандарт фраз для всех международных аэропортов. К примеру, от экипажа стали требовать не короткие ответы типа «Роджер» или «ОК», а повторение основных пунктов приказа диспетчера. А также была изменена процедура принятия решения членами экипажа. Теперь члены экипажа, которые отвечают за пилотирование, должны были дать взаимное согласие на взлёт или другое действие. Кроме того, слово take off (взлёт) стало использоваться лишь после разрешения на взлёт от диспетчера и подтверждения этого факта пилотом самолёта. Во всех остальных случаях теперь указывалось использовать слово departure (отправление).

Катастрофа на Тенерифе сильно повлияла на пассажирские авиационные перевозки. И хотя для пассажиров это было незаметно, для лётного состава изменения были принципиально важными. Для исключения неправильной интерпретации команд весь радиообмен между диспетчерами и экипажем стандартизировали. Помимо этого большинство авиакомпаний стали уделять пристальное внимание Crew Resource Management, что в переводе означает управление возможностями экипажа. Все стали понимать, что недостаточно просто обучить пилотов техническому управлению самолётом. Чтобы свести к минимуму человеческий фактор и снизить риск авиакатастрофы, стали учитываться взаимоотношения между членами экипажа самолёта.

Авиакатастрофа 1977 года в аэропорту Лос-Родеос показала, что неоспоримого лидера в кабине пилотов быть не должно. Речь идёт о сомнениях бортинженера Boeing KLM в плане того, что самолёт Pan American покинул ВПП. Капитан и второй пилот проигнорировали его сообщение, а он не имел смелости настоять на своём. Поэтому с тех пор было введено требование о принятии решений при взаимном согласии всех членов экипажа.
Вернуться к содержанию
 

Информация о столкнувшихся самолётах

Boeing 747 KLM

Информация о самолёте

СамолётНомераГод выпускаИмя в компании KLMНалёт
Boeing 747-206BPH-BUF (регистрационный), 20400 (заводской), 157 (серийный)1971The Rhine21 195 часов (5202 цикла «взлёт-посадка»)

Данные об экипаже

 Опыт работы в KLMОпыт управления самолётами
Якоб Луис Вельдхёйзен ван Зантен. Командир судна. 50 лет26 лет и 11 месяцев. Командиром Boeing 747 является с 23 января 1971 года. Налет более 11 700 часов (на Boeing 747 - 1545 часов).DC-3, Convair CV-240 и -340, Lockheed L-749 и L-1049, DC-6, DC-7, Vickers Viscount 803, McDonnell Douglas DC-9.
Клаас Меурс. Второй пилот. 42 года17 лет (с марта 1960 года). В должности второго пилота Boeing 747 с 19 января 1977 года. Налет более 9200 часов, на Boeing 747 - 95 часов.Beechcraft D18S, Fokker F27 и Douglas DC-8.
Виллем Схрёдер. Бортинженер. 48 лет26 лет и 10 месяцев (с мая 1950 года). В должности бортинженера Boeing 747 с 22 апреля 1976 года. Налет 17031 час, на Boeing 747 - 643.DC-3, DC-6, DC-7 и DC-8.

Бортпроводники, работавшие в самолёте, перечислены ниже:

  • К. У. Сонневельд;
  • Х. У. Флёр-Тоби;
  • М. М. Том-Карсбом;
  • Б. М. Йоссе-Вилдсхут;
  • Й. Х. М. Схурманс-Тиммерманс;
  • А. Т. А. ван Страатен;
  • А. К. Бауви;
  • Й. М. Л. ван Ставерен-Марехал;
  • М. Е. Виргевер-Дрент;
  • У. М. Кеулен;
  • М. Мэй-Лефебер.

Вернуться к содержанию
 

Boeing 747 Pan American

Информация о самолёте

СамолётНомераГод выпускаИмя в компании KLMНалёт
Boeing 747-121N736PA (регистрационный), 19643 (заводской), 011 (серийный)1969Clipper Victor25 725 часов (7195 циклов «взлёт-посадка»)


Данные об экипаже

 Опыт работы в KLMОпыт управления самолётами
Виктор Ф. Граббс. Командир судна. 56 летНалет 21 043 часа (на Boeing 747 - 564 часов).Boeing 707, Boeing 747
Роберт Л. Брэгг. Второй пилот. 39 годаНалет 10800 часов, на Boeing 747 - 2796 часов.Boeing 707, Boeing 747
Джордж У. Уорнс. Бортинженер. 46 летНалет 15210 часов, на Boeing 747 - 559.Boeing 707, Boeing 747

Бортпроводники, работавшие в самолёте, перечислены ниже:

  • Мари Асаи;
  • Сюзанна К. Донован;
  • Карла Дж. Джонсон;
  • Луиза Гарсия Флуд;
  • Джоан К. Джексон;
  • Дороти Келли;
  • Мигель Торрех Пере;
  • Франсуаза Кольбер де Больё Гринбом;
  • Эйзель Сарп;
  • Кристина Экелунд;
  • Кэрол Томас;
  • Сатико Хирано;
  • Мэрилин Лукер.

Вернуться к содержанию
 

Документальные фильмы об авиакатастрофе на Тенерифе

  • «Столкновение на взлётной полосе». 12 серия первого сезона документального телесериала «Секунды до катастрофы» (производство США);
  • «Катастрофа на Тенерифе» (3 серия шестнадцатого сезона документального сериала «Расследования авиакатастроф» (Канада);
  • Художественно-документальный фильм «Катастрофа столетия»;
  • «Последний заход — авиакатастрофа на острове Тенерифе»;
  • «На волосок от смерти» (телеканал «Discovery Channel»).
  • «PBS Nova: The Deadliest Plane Crash». Фрагменты из фильма «Катастрофа столетия» вместе с интервью специалистов в области авиации.

Кроме того, события на Тенерифе 27 марта 1977 года упоминаются в таких сериалах, как

  • «Выживание в небесах». 1 серия «Обвиняем пилота»;
  • «Авиакатастрофы: Совершенно секретно»;
  • «Иные Времена». Серия «Тенерифе: сразу же после катастрофы». Здесь рассматриваются именно последствия катастрофы в аэропорту Лос-Родеос;
  • «Крупнейшие ошибки XX века». 39 серия второго сезона.
Мемориал «Лестница в небеса»

Мемориал «Лестница в небеса»

Стоит также отметить, что в память о жертвах этой катастрофы было построено три официальных мемориала. Это мемориал на кладбище Вестгард, расположенном в Амстердаме. В память о погибших с Boeing 747 Pan American мемориал был установлен в штате Калифорния (США). Общий мемориал был воздвигнут на Тенерифе к 30-й годовщине авиакатастрофы (27 марта 2007 года). Автором мемориала стал скульптор Руди ван де Винт из Нидерландов. Этот памятник получил название «Лестница в небеса». Он выполнен в виде винтовой лестницы уходящий вверх и резко обрывающейся.


Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.
Вернуться к содержанию

Метки
Автор статьи
Вадим Горчаков:обратная связь
Расскажите друзьям!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Вам могут быть интересны следующие материалы
Вы находитесь: Авиакатастрофа на Тенерифе
Подписка
Введите Ваш email
 
Поставьте эту галочку, если хотите отписаться от рассылки.
Внимание! Отправляя адрес email, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности .
Рассылка приходит раз в месяц и содержит последние материалы на сайте, которые могут быть вам интересны. Если Вы хотите отписаться от рассылки, то ведите email и поставьте галочку при отправке формы.
Задать вопрос
Внимание! Отправляя персональные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности .
В форме ниже вы можете задать вопрос по Испании. Мы постараемся дать на него развёрнутый ответ. Если набирается много вопросов по какой-то тематике, то по ней публикуется статья. То есть, задавая вопрос, вы предлагаете темы будущих статей для сайта. В сообщении обязательно указывайте электронную почту, на которую можно прислать ответ.
 
Поставьте эту галочку, если Вы человек.
© 2016 Информационный сайт об Испании - Spainix.ru
Копирование материалов разрешено только при установке активной ссылки на наш сайт!!!
Информационный сайт об Испании - Spainix.ru